ОРГАНИЗОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО облегчит жизнь

Ольга МИКША

http://www.belgazeta.by/20030428.16/080161512

Сейчас ростки интерьерного дизайна, который появился в Беларуси несколько лет назад, получают новый импульс к развитию: пришло время менять евроремонты, где главную роль играли материалы, на интерьеры, созданные по индивидуальным проектам. О ситуации на рынке дизайна с корреспондентом «Белорусской газеты» беседует дизайнер Елена МАТРОСОВА.


 - Востребованы ли на белорусском рынке дизайнеры интерьеров?

- На данном этапе они не только востребованы, но уже и народ воспринимает это нормально. Во многом благодаря прессе, телепередачам - в основном российским. Сейчас отношение к нашей профессии, к роли дизайнеров адекватное. Лет десять назад дизайнером было просто страшно работать - не то чтобы никому не нужно, но непонятно зачем. И только редкие люди, которые имели деньги и хотели сделать хорошее жилье, сталкивались с проблемой: к кому обратиться? Мне в этом смысле повезло, и почти сразу после института я попала в строительную компанию художником-дизайнером. У них был заказчик, и под этого заказчика меня, собственно, и пригласили: мол, делай что хочешь. Компания специализировалась на современных отделочных материалах, и для меня все, что ни возьми, было внове - в институте ничего из таких материалов не было. И то, что я по специальности мебельщик, мне очень помогло: ассортимент стройматериалов можно довольно быстро изучить, а остальное - это уже элементы декора, то, что близко к мебели и постановке. Тогда началось самое интересное - мне выдали машину, я могла ездить по городу, искать, смотреть все, что мне было нужно. Можно было все увидеть и купить - при условии, что я обосную перед руководством компании и заказчиком необходимость покупки. Кстати, несмотря на собственную специализацию компании, задача стояла сделать качественный интерьер, и обоснованные предложения принимались.

- И как, получился первый частный интерьер?

- Сейчас, глядя на свою первую попытку, я понимаю, насколько она наивна и сентиментальна. Но в ней были использованы самые лучшие на тот момент материалы.

- Отделочные материалы закупаются на месте или для этого едут за рубеж?

- В самом начале их покупали здесь - возможностей для выезда не было. Потом их стало выгоднее покупать в Польше: и дешевле, и ассортимент больше. Сейчас фактически все можно найти в Минске, а в Москву и Литву едут только за новейшими материалами. Впрочем, и организации, которые занимаются отделкой, стараются наладить контакт с московскими поставщиками, стать дилерами и возить материалы сюда практически по таким же ценам. Строительные компании стараются держать в курсе этих новинок «своих» дизайнеров. А я, поскольку еще и преподаю в университете, ношу все новые образцы студентам.

- Каким образом попадают новинки мебели в салоны?

- Во-первых, руководители или главные дизайнеры салонов посещают мебельные выставки мирового значения и стремятся привезти оттуда как можно больше новинок тех фабрик, с которыми постоянно работают. А как происходит подбор экспозиции - это зависит от статуса салона. В салонных каталогах представлено намного больше.

- В минских мебельных салонах сейчас показывают новинки или старье?

- Сейчас уже точно не старье. Еще года четыре-пять назад у нас выставлялись не новые по дизайну вещи просто потому, что иного не понял бы покупатель. Здесь разные причины - недостаток денег, информации. Ведь нужно научиться понимать эти формы, сочетания материалов. Чем больше люди имеют возможностей выезжать за рубеж, чем больше они смогут видеть архитектуру других стран, другие интерьеры, тем легче они воспринимают новые формы здесь. Люди, которые уже много повидали, хотят уже не просто скопировать, а сделать что-то новое, индивидуальное. Когда человек хочет сделать свое, тогда художник выходит на первый план, и начинается творчество. Тогда возникает желание сделать необычное цветовое сочетание, использовать новый материал. А предмет мебели - на уровне скульптуры. В этом отношении дизайнерам помогают авторские телепередачи - например, в своей программе Дибров сидел на необычном стуле. Люди видят и хотят такой же.

- И что тогда делать?

- К работе над интерьером привлекают различных мастеров - витражистов, скульпторов, живописцев, специалистов по эксклюзивным стеновым отделочным материалам, столяров. Иногда, чтобы сделать интересную вещь, нужен высококлассный краснодеревщик.

- Как объяснить дизайнеру, какой интерьер ты хочешь?

- Это очень субъективно. Все люди разные, и это здорово. Когда приходят и говорят: хочу так, как видел там-то, это не очень интересно, хотя и намного проще. Поэтому тем, кто хочет что-то свое, я рекомендую по журналам подобрать аналоги, фрагменты. И рассказывать, показывая - например, здесь нравится пол, а здесь мебель. Мы это все собираем, анализируем, обсуждаем, расписываем.

Вообще, надо познакомиться с заказчиком довольно близко - чтобы понять, чем он живет. Рано или поздно встает, как гостей принимает, есть ли дети, мальчики или девочки, чем увлекаются. Ведь если любит виндсерфинг, значит, нужно предусмотреть место для этой доски. Любит шахматы - надо интересный столик. Коллекционер - должно быть место, чтобы выставить свою коллекцию. Словом, организуем не только пространство, но и жизнь.

- А вы просчитываете дальнейшую жизнь интерьера?

- Прогнозированием мы занимаемся вместе с заказчиком и стараемся упорядочить даже хаос, хотя бы отвести ему свое место в доме.

- Будет ли у нас в обозримом будущем интерьерный бум?

- Вряд ли бум, но желание и стремление улучшить свое жилище - наверняка. Это естественно - сделать жизнь красивее. Обстановка формирует - сначала мы ее, потом она нас. Созданные порядок и гармония в доме возникают и внутри нас.